выставка

Во второй половина XIX — начале XX веков российское общество охватила мода на «все русское». Тогда же появились частные коллекции народного костюма: стихийные, бессистемные, порой отражавшие исключительно вкус собирателя. Светская публика с увлечением не только собирала предметы народного искусства, но и устраивала костюмированные балы в русском стиле. А девичьи уборы северных красавиц нередко дополняли маскарадные туалеты дам высшего света — подтверждение этому находятся на многочисленных фотографиях и рисунках. Один из представленных экспонатов — венец (коруна) XIX в. Олонецкой губернии, украшенный жемчугом, стеклами в серебряных оправах и вышивкой в технике сажения по бели, вероятно, использовался на одном из таких праздников (из собрания Эрмитажа). Получается, именно благодаря коллекционерам-любителям уникальные вещи не пропали в тяжелые послереволюционные годы и сохранились в музейных фондах. Коллекция русского костюма Эрмитажа пополнялась также за счет научно-исследовательских экспедиций по Русскому Севера. В 1964 году, в общении со старостой одной из каргопольских церквей выяснилось, что местные жители передавали на нужды храма старинные вещи, среди которых были и вышитые платки. Храм нуждался в средствах, и староста, за денежное вознаграждение, передала сотрудникам экспедиции несколько предметов. Таким образом девять золотных платков оказались в благоприятных условиях музейного хранения. Три из них Эрмитаж представил на выставке.

Большая часть предметов на проекте «Дивование» предоставлено Архангельским краеведческим и Каргопольским историко-архитектурным и художественным музеем. Первый был создан 185 лет назад, второй — в 1919 году. Коллекция традиционного костюма Каргопольского музея до сих пор пополняется, хотя с каждым годом становится сложнее найти дореволюционные вещи. Уникальные экспонаты продолжают поступать от дарителей. Так, ценные предметы на протяжении многих лет передает музею Геннадий Петрович Дурасов — известный исследователь народного искусства. Например, от него поступил перламутровый кокошник М. В. Хвалынской, собирательницы северного фольклора. Также за недавние годы дарители пополнили фонды музея двумя золотошвейными платками. Передача предметов такого уровня в музей — это огромный вклад в сохранение наследия.
Made on
Tilda