выставка

Для проекта «Дивования» сотрудники Музея театрального и музыкального искусства отобрали 5 эскизов костюмов персонажей русского характера, созданные для театральной сцены в первой четверти XX века художниками Л. С. Бакстом, В. Е. Татлиным, К. А. Коровиным, Е. М. Петровой и С. В. Чехониным. Это был период пристального интереса и изучения народного костюма, и одновременно — расцвета новых художественных направлений: от кубизма до ар-деко. Тогда по всей стране создаются музейные коллекции, представляющие национальную культуру и промыслы, многие из которых уже становятся историей. При этом дух времени определяется стремительным развитием технологий и промышленности. Где-то между прогрессом и обращению к корням появляется новое искусство. Театральная сцена стала местом, где фантазии на тему традиционных сарафанов, платков и кокошников оказались уместными и, что немаловажно, — востребованными, причем не только на петербургской сцене, но и в Европе. Эта тенденция отразилась в костюмах балетов «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Весна Священная» и «Жар-птица» И. Ф. Стравинского.

В 1910 году выдающийся импресарио Сергей Павлович Дягилев под брендом «Русские сезоны» привозит «Жар-птицу» в Париж. Спектакль имел оглушительный успех, во многом благодаря костюмам А. Головина и Л. Бакста. Белую холщовую рубаху-платье Царевны Красы Ненаглядной Бакст обильно украшают тонкие узоры в стиле ар-нуво. Приверженцы стиля из разных европейских стран обращались к приемам народного искусства и природе родных для себя мест, и русские авторы — не исключение. Еще дальше в художественном «скрещивании» традиции и новаторства пошел В. Татлин. До революции художник экспериментировал с модным тогда стилем кубизм. Кубисты стремились выявить геометрическую основу изображаемых предметов, разлагая их на составляющие элементы — плоскости, линии. В 1913 году Татлин создает галерею эскизов к неосуществленной постановке оперы «Жизнь за царя» на музыку М. И. Глинки. Один из образов — крестьянка в головном уборе, сарафане и рубахе с намышниками. Художник вдохновляется формами традиционного костюма, но переиначивает их на «кубистический лад».
Made on
Tilda