В лекционной онлайн программе, подготовленной к выставке «Дороги русского Просвещения», примут участие историки, архитекторы и художники, которые расскажут школьникам и студентам о древнерусской архитектуре и традициях Севера, об истории Каргополя и секретах реставрации, а также о современных инструментах адаптации исторического наследия.
Трансляция лекций
Начало в 18:00
Архитектор, руководитель архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья». Доцент кафедры архитектуры СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина, куратор профиля «Среда и интерьер» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, профессор МААМ, член Градостроительного совета Санкт-Петербурга.
«Строительство нового музея в Выксе. Опыт современной архитектуры»
«Современное искусство, паблик арт и исторический город: взаимопомощь и правила игры»
Художник, архитектор, член Союза архитекторов России, главный куратор профиля «Среда и интерьер» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — СПб, старший преподаватель НИУ ВШЭ
«Переосмысление традиционной архитектуры в современных городских практиках»
Кажется, уважение к историческому наследию, его изучение и сохранение являются очевидными целями любой культуры. Но чаще всего единственной признаваемой ценностью исторической застройкой является ее возраст, музеефицированный статус, законсервированное состояние. Вместе с тем, еще в 1970-е годы появился новый взгляд на культурные слои города, их потенциал и методы взаимодействия с тем, что мы считаем прошлым, традицией, памятью. Какие инструменты адаптации исторических ансамблей и архитектурных традиций существуют в современных архитектурных практиках
Кандидат искусствоведения, историк архитектуры, академический руководитель магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ — СПб
«Притяжение Севера. Русская архитектура в поисках своей идентичности»
Екатерининская эпоха открывает так называемый высокий имперский период в истории России, ознаменованный максимальной централизацией государства, территориальной экспансией и расцветом дворянской культуры. Классицизм во второй половине XVIII в. стал не только архитектурным стилем, но и средством унификации и урегулирования имперского ландшафта. Каргополь, перепланированный после крупного пожара 1765 г., стал одним из примеров имперского урбанизма. А всего столетие спустя ситуация кардинально поменялась: национальное и самобытное перестали противопоставлять прогрессивному. Лекция в рамках проекта «Дороги русского Просвещения» будет посвящена сюжету, относящемуся уже к концу XIX — началу XX столетия, когда на повестке дня стоял вопрос о самобытном «русском стиле» для современного строительства, а теоретики и практики зодчества в поиске вдохновения и самих «русских» форм обратились к наследию северного края. Открытие северорусской иконы и традиционной деревянной архитектуры вкупе с поэтичными образами каменных памятников древних Новгорода и Пскова дали стимул для активной творческой работы. В результате северная тема стала важнейшей в художественной мифологии тех лет, ярко проявившись в творчестве многих живописцев и архитекторов Серебряного века.
Кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой истории русского искусства РГГУ
«Образцовые города Екатерины II — формирование планировочной и объемно- пространственной структуры города София (1780−1807 годы)»
Во второй половине XVIII в. было разработано более 400 планов городов, ознаменовавших новый этап развития государства и борьбу между древнерусскими архитектурными традициями и классическими основами градостроительства. Принципы четкой композиции плана города с выявлением центра, прямолинейным построением улиц, площадей, выделением набережных, заложенные еще при Петре I, в этот период получают свое гармоничное развитие. О своем увлечении строительством Екатерина II писала: «Моя строительная страсть сильнее чем когда-либо, и никакое землетрясение не истребило еще столько зданий, сколько мы воздвигаем».

Отражением монархических идей становится уездный город София, задуманный императрицей как идеальное поселение, градостроительный образец «просвещенного благополучия», продолжение ее «царскосельской рапсодии».
Главный архитектор Государственного музея-заповедника «Царское Село», кандидат архитектуры, почетный реставратор Санкт-Петербурга
«Сохранение деревянных храмов севера: Две стороны одной медали»
Еще И. С. Тургенев отмечал «прелесть увядания в самом расцвете и торжестве красоты» древнего города Италии — Венеции. Ощущение, что Венеция, медленно умирает и постепенно разрушается, возникает последние два века. А может это и есть жизнь, жизнь без украшательств, жизнь стареющего города-памятника, которая влечет туристов. Как мы будем сохранять памятник реставрировать или консервировать? Как понять, где проходят границы применения консервационных и реставрационных подходов. Как воспринимается памятник после реставрации с новыми фасадами или со стареющим «челом» после консервации. Диалектика мышления реставратора постоянно находиться в поиске наилучшего решения. Сохранение памятника деревянного зодчества имеет два диаметрально противоположных проявления одной сущности. С одной стороны желание сохранить все следы истории и древности объекта, а с другой стороны желание выполнить реставрацию так, чтобы максимально заменить разрушенные элементы памятника для продления его жизни. Сохранение памятника- это, как две стороны одной медали и напоминание, что каждая ситуация имеет свои преимущества и недостатки, а оценка полной картины проблемы поможет принять обоснованное решение.
Начальник отдела научно-методической работы Всероссийского центра им. Рахманова В. С. музея-заповедника «Кижи», заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат архитектуры, производитель работ I категории, член секции памятников деревянной архитектуры и музеев деревянного зодчества Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации, зам. председателя научно-экспертного совета при Управлении по охране объектов культурного наследия Республики Карелия.
Директор фонда «Вереница. Спасение деревянных церквей Русского Севера»
«Никольский храм 17 века в деревне Волосово Каргопольского района: история, противоаварийные работы, планы по реставрации»
«Деревянная архитектура Каргополя и Каргопольского района XVII—XIX вв.»
Кандидат искусствоведения, историк архитектуры Русского Севера, заведующий кафедрой истории русского искусства СПбГУ
Своеобразие и неповторимость архитектурного ландшафта Каргополя и его ближайших окрестностей определяется значительным количеством памятников деревянного зодчества XVII–XIX вв. В лекции будет представлен обзор утраченных и сохранившихся деревянных построек на территории самого города, а также раскрыты особенности церковной деревянной архитектуры Каргопольского района на примере известных и малоизученных объектов, относящихся к различным периодам истории северного зодчества.
«Каргополь-архитектурная летопись веков»
Архитектор-реставратор, член Союза реставраторов России, заведующая сектором по обеспечению сохранности объектов культурного наследия ГБУК АО «Каргопольский музей»
За свою многовековую историю облик города Каргополя неоднократно менялся. О том, как происходил процесс преобразований и об основных понятиях градостроительной науки на примере Каргополя и пойдет речь на лекции.
Команды победителей презентуют свои исследовательские достижения на XVIII научно-практической конференции «Актуальные проблемы сохранения и популяризации культурного наследия и исторической памяти как стратегического ресурса национальной безопасности России», которая пройдет с 20−23 августа 2024 в Каргополе и на территории Национального парка «Кенозерский».
В заключительную часть выставочной экспозиции войдут творческие работы, подготовленные студентами. Учащиеся Школы Дизайна НИУ ВШЭ предложат собственные творческие проекты реновации каргопольских ансамблей. Студенты направления «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия» СПбГАСУ в рамках научно-исследовательского конкурса по изучению градостроительной истории образцовых городов времен Екатерины II создадут презентацию и наглядный макет в масштабе 1:500 исторических центров Каргополя и царскосельской Софии на основании исторических карт и планов на период второй половины XVIII в.
Меняются привычки жителей, социально-экономические тенденции, у города появляются новые потребности и возможности. Город, придуманный в екатерининскую эпоху, не устаревает, а наоборот, дает новому поколению архитекторов, дизайнеров, историков шанс выстроить продуманную, безопасную и комфортную городскую среду, в которой память о прошлом закладывает фундамент для эффективного будущего.
На эти и другие вопросы школьники смогут ответить в ходе занятий под руководством музейных специалистов, историков и архитекторов. После открытия выставки петербургские архитекторы проведут для школьников экспериментальные лаборатории, которые помогут старшеклассникам почувствовать свой город, рассказать о своих любимых городских локациях и придумать новые современные малые архитектурные формы для обновления городского ансамбля. Кураторы расскажут о том, какие деликатные и простые возможности реновации дает городу современный дизайн, а также научат участников лабораторий визуализировать свои творческие идеи. Каждый участник в конце лаборатории сможет собрать материал для своего альтернативного маршрута по Каргополю. Авторы лучших экспериментальных путеводителей поедут в Петербург и в Царское Село, где смогут провести время на экскурсиях с кураторами просветительской программы.
Как проводили время каргопольцы? Кем бы вы были в XVIII веке? Где и почему жили ваши предки? Как превратить опустевший исторический ансамбль в модное городское пространство? Как с помощью дизайна и архитектуры можно преобразить город? Почему Екатерина II так хотела изменить планировку русских городов, и нужно ли менять ее сейчас?
Творческие лаборатории пройдут в Каргопольском музее 11−13 июня — в дни открытия выставки «Дороги русского Просвещения». Участники проекта получат возможность не только узнать о планировке Каргополя и несостоявшемся визите Екатерины II в город. Мы увидим, как прошлое связано с жизнью города и наших семей, откроем потенциал наследия северного русского города периода средневековья и нового времени для современной жизни и города будущего.
Дизайнер (студия TROFOTODESIGN), член Союза художников России и Санкт- Петербургского Союза дизайнеров. Куратор профиля «Среда и интерьер» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Художник, архитектор, член Союза архитекторов России, главный куратор профиля «Среда и интерьер» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — СПб, старший преподаватель НИУ ВШЭ
Архитектор и руководитель архитектурного бюро «Хвоя», вице-президент Санкт- Петербургского Союза архитекторов
«Старый город/нужный город. Реставрация и приспособление исторического наследия как способ ревитализации русских средневековых городов и городов нового времени» состоится в апреле 2025 в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» и будет посвящена особенностям урбанистического замысла и исторической регулярной планировки Санкт-Петербурга и Каргополя. В дискуссии примут участие архитекторы, дизайнеры, преподаватели творческих ВУЗов, социологи и представители городских институций.
Made on
Tilda