«Дороги русского Просвещения» — выставка о традициях городской культуры Русского Севера, романтизме преобразований и адаптации исторического наследия к современным обстоятельствам. Выставка подготовлена Каргопольским историко-архитектурным и художественным музеем и Государственным музеем-заповедником «Царское Село». Экспозиция расскажет о градостроительных планах Екатерины Второй и о том, как проект идеального города был воплощен в Каргополе и трансформировался в местных условиях. Проект даст повод обсудить уникальность исторического наследия северного города, найти ключи к его самоидентификации, и пути современного благоустройства Каргополя.
И. Онучина
Старший научный сотрудник Каргопольского музея,
один из кураторов выставки
Проект, инициированный Фондом сохранения культурного наследия Русского Севера «Дорогами Ломоносова», осуществлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Воплощение именно в таком формате выставочного проекта было бы невозможно без вдохновляющих идей и созидательной деятельности художественного руководителя проекта Натальи Плехановой, куратора Ксении Малич, художника Екатерины Сотниковой, Екатерины Швиглёвой, Марины Рядовой, Варвары Маркевич, Марии Шапченко, Дарьи Мельник, Кирилла Колегичева и всей нашей большой команды. Вместе с нами путешествие в век Просвещения совершила актриса Елизавета Боярская, записавшая аудиогид для выставки.
Градостроительная тема — особая часть выставочного пространства. Ей посвящены два отдельных зала. Здесь чертежи, планы городов и домов, макеты историко-архитектурных опорных планов Каргополя и Царскосельской Софии. Последние созданы специально для выставки студентами Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Интересно, что на этих макетах можно увидеть и современную, и предшествующую сетку улиц. На них отмечены сохранившиеся и утраченные исторические здания, а также возведенные в наше время. Привлекает внимание интерактивный стол, помогающий разобраться в топографии екатерининских городов и узнать историю отдельных строений. Игра в «архитектурный словарь» на примере каргопольской колокольни позволяет проверить свои познания в зодчестве. Один из разделов знакомит также с дизайнерскими проектами для городского пространства Каргополя студентов Высшей школы экономики из Санкт-Петербурга.
Архитектурная программа эпохи Просвещения знакомит с мечтами Екатерины об идеальном городе. Таким был ею задуман уездный город София вдоль южной границы Царского Села, служившего летней резиденцией государыни. Спроектированный Чарльзом Камероном образцовый полис — Царскосельская София — в полном объёме не состоялся. Каргополь же был перестроен в числе первых российских городов по новому «разумному» плану. Но сама идея реорганизация городов в эпоху Просвещения позволила объединиться музеям Санкт-Петербурга и Каргополя в создании выставки.
Освещено одно из главных событий — возобновление города после великого пожара 1765 года и строительство колокольни по именному указу Екатерины на средства казны. На выставке демонстрируется деревянная модель Соборной колокольни, которую прислали из столицы в XVIII веке специально для того, чтобы по ее образцу воплотить проект. Непростую, со многими препятствиями историю возведения каменной колокольни можно услышать в рассказе экскурсовода. Поставлявший материалы на её строительство купец 2-й гильдии Александр Марков, имущество которого не раз описывалось, к окончанию подряда вынужден перейти в мещанство.
Тайм-лайн высвечивает основные вехи истории Каргополя екатерининской поры: вхождение представителей от города в Уложеную комиссию по созданию нового свода законов, празднество с получением Жалованной грамоты городам, открытие народного училища и др. В событиях участвуют представителями известных каргопольских фамилий: Киприяновы, Вешняковы, Мясниковы, Марковы, Белоусовы, Немчиновы.
Восхищает подлинное платье Екатерины Великой. Придуманное ею мундирное платье по форме офицера Лейб-гвардии Семеновского полка, она надевала, исполняя обязанности шефа этого воинского подразделения. Ей же, возможно, принадлежал тончайший веер французской работы, происходящий из исторической коллекции музея-заповедника.
Интереснейшие предметы из собрания музея-заповедника «Царское Село» помогают представить дальние поездки Екатерины, увидеть, что сопровождало её в дороге, узнать, чем занималась она в пути. Деревянные расписные колеса кареты, находящиеся на выставке, совсем не похожи на колеса обычной повозки. Задние и передние колёса существенно отличаются размерами. Диаметр заднего колеса составляет 188 см, то есть почти на метр больше переднего. Большое колесо облегчало преодоление неровностей дороги. Дорожные аксессуары путешественника XVIII столетия: эмалевый сервиз китайского происхождения, металлический чернильный прибор в виде глобуса со вкладными чернильницей и песочницей, стальной стол-экран работы тульских оружейников удивляют своей изысканностью.
Их поставляли самые разные города, в том числе и Каргополь. При шествии царицы в Белоруссию (1780) Каргополь выставил 34 лошади в Великие Луки(6). При поездке Екатерины в Крым (1787) Олонецкая губерния, включая Каргопольский уезд, обеспечила 300 лошадей. При этом всегда оговаривалось, что лошади «самые хорошие с прочной и надежной упряжкою, <…> хомутами с вожжами и дугами и пристяжми и надлежащее число подводчиков»(7), которые должны быть в хорошей одежде. Только однажды в 1767 году жители пытались освободиться от такой повинности. Находясь в крайнем разорении после известного пожара, каргопольцы не смогли поставить для вояжа Екатерины Алексеевны в Казань 22 лошади. Вместо них пришлось заплатить деньги(8).
Начинается экспозиция с путешествий императрицы по России, которые она предпринимала с тем, чтобы лучше узнать страну, понять, как воплощаются ее планы. Её сопровождали сотни придворных, столичные чиновники, губернаторы и другие представители территорий, военные, иностранные дипломаты, прислуга. За царской каретой везли гардероб, мебель, посуду, аптеку. Учитывая внушительность императорского поезда, лошадей и подвод требовалось довольно много.
Мифические сказания о путешествии императрицы в Каргополь стали своеобразной интригой для сценария выставки. Подлинные истории из жизни Каргополя второй половины XVIII столетия и поездки российской самодержицы по стране оживают в экспонатах и хрониках.
Живший в Каргополе на улице Санкт-Петербургской земский участковый начальник Н. Н. Неелов(4), даже не сомневается, что наша колокольня расположена как-то не так: «Колокольня эта, будучи украшением города по своей величественности и красоте, является в то же время единственным крупным церковным зданием, правильно расположенным относительно размещения улиц и площадей города» (1906)(5).
У Ф.К. Докучаева-Баскова(2) находим такие строки: «Торжествующе и осеняюще царит над городом <…> соборная исполин-колокольня <…>, одной стороной она обращена на широкую петербургскую улицу, с хвоста этой улицы вид на колокольню хорош, она, как громадный часовой, и первый встречный стоит впереди» (1913)(3).
Многие, наверное, удивятся, что эти предания записаны во второй половине XX столетия. Этнографы и бытописатели XVIII и XIX веков о них не упоминали. Никакого намека на возможное путешествие государыни мы не найдем и у краеведов начала XX столетия. В лучшем случае они просто называют сам факт возведения колокольни при Екатерине Великой. Например, Пётр Пятунин в своем очерке 1924 года отмечает: «В екатерининскую эпоху в Каргополе построена соборная колокольня, в архитектурном отношении живая и легкая. Этим только и ознаменовался в Каргополе век «Матушки-Катерины(1)».
Наши современники еще в детстве слышали легенды, будто бы Екатерина II отправилась в Каргополь, да только не доехала. Остановил ее то ли пожар, то ли разбойники, то ли фавориты… Люди верят, что и каменная колокольня построена к приезду императрицы и при том не по православному канону. Так народное сознание спустя время пытается объяснить, как бы «неправильную» ориентацию колокольни на главной каргопольской площади.
В Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее продолжается выставка «Дороги русского Просвещения», созданная при партнёрстве Государственного музея-заповедника «Царское Село». Это центральная часть большого проекта про традиции городской культуры Русского Севера, их прошлое, настоящее и будущее, про преобразования екатерининской эпохи. Название выставки имеет продолжение — «История одного несостоявшегося путешествия».
(1) Пятунин. П. Каргопольщина в прошлом и настоящем. Географические, исторические и этнографические очерки. Каргополь, 1924. С. 27
(2) Философ Карпович Докучаев-Басков (сын известного краеведа Карпа Андревича Докучаева-Баскова) в начале XX в. опубликовал несколько собственных историко-этнографических очерков.
(3) Докучаев-Басков Ф. К. Каргополь (Беглый обзор города) // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1913. № 8. С. 357.
(4) Николай Николаевич Неелов — потомственный дворянин. Окончил 2-й кадетский корпус в Санкт-Петербурге и Павловское военное училище. Последнее место военной службы — Новогеоргиевская крепость. Выйдя в отставку в 1897 году, поступил на гражданскую службу. В 1907—1912 гг. — член Государственной Думы от Олонецкой губернии.
(5) Неелов Н. Каргополь, Олонецкой губернии. Историко-этнографический очерк // Природа и люди. 1906. № 8. С. 770.
(6) Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф. 1481. Оп. 3. Д. 22. Л. 3; Д. 30. Л. 19, 20.
(7) Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. 396. Оп. 1. Д. 11. Л. 79, 86, 88.
(8) Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 733. Оп. 1. Д. 197. Л. 2, 21, 22, 24.
Выставка — основа для большой просветительской программы, помогающей привлечь внимание к городу, раскрыть разные аспекты исторического материала, показанного на экспозиции. Ее цель — не только рассказать об истории Каргополя, но показать смысловую и функциональную ценность, актуальность многих исторических пластов, которые по инерции считаются лишь фрагментами прошлого. Эти объекты уже не считываются как знаки, не воспринимаются как материал, уникальный не только для музеефикации и консервации, но также для переприспособления и развития города в будущем. В лекционной онлайн программе примут участие историки, архитекторы и художники, которые расскажут о наследии Каргополя и о современных инструментах его адаптации.
Студенты НИУ ВШЭ предложат собственные творческие проекты реновации каргопольских ансамблей, а петербургские архитекторы проведут летом 2024 года экспериментальные лаборатории, которые помогут старшеклассникам понять специфику и уникальность планировки и архитектуры средневековых городов Русского Севера, раскрыть возможности сохранения и урбанистического развития уникального исторического ландшафта. Школьники, принимающие участие в проекте, проведут собственное социологическое исследование и подготовят экспериментальный путеводитель. Эти проекты будут представлены в финальном разделе выставки и станут логичным продолжением размышления о градостроительной истории города.
Благодаря уникальному собранию Государственного музея-заповедника «Царское Село», мы узнаем, как организовывались такие сложные дальние императорские поездки, какие личные вещи брала с собой Екатерина, чем была занята в дороге, как готовили город к Высочайшему приезду. Как проект Просвещения реализовывался на Русском севере и смог ли в итоге оставить свой след и преобразить Каргополь.
Made on
Tilda